Все про оценку для наследства

Оценка для получения наследстваявляется обязательной процедурой. Так как размер госпошлины определяется из степени родственной связи и стоимости наследственного имущества. При этом даже если лицо, получившее наследство, освобождается от государственного сбора, то в любом случае, необходимо оценить передаваемое имущество. В противном случае нотариус не выдаст свидетельство о наследстве, поскольку в этом документе должны быть указана информация о стоимости имущества.

Оценка

Виды наследства, подлежащие оценке

Согласно действующему законодательству, оценке подлежит любое имущество, которое передаётся в личную собственность на основании завещания или в общем порядке. Чаще всего определение стоимости проводится при наследовании следующих видов собственности:

  • Жилые и нежилые постройки или помещения;
  • Земельные участки;
  • Все типы транспортных средств;
  • Акции, облигации и другие ценные бумаги;
  • Техническое оборудование, запчасти и отдельные механизмы;
  • Объекты предпринимательской, коммерческой или другой деятельности;
  • Патенты, авторские права и другая интеллектуальная собственность;
  • Оружие;
  • Драгоценности и предметы искусства.

Законодательная база для проведения оценки

Оценочную деятельность по отношению к наследуемому имуществу можно осуществлять только на предусмотренных законом основаниях. В противном случае результат оценки не будет иметь юридической силы. На сегодняшний день основными нормативными актами, регулирующими таковую деятельность, являются:

  1. Статься 35 Конституции РФ гарантирует наличие права граждан наследовать имущество;
  2. Статья 333.25 НК РФ предусматривает положения по расчёту госпошлины и возможность предоставлять нотариусам различные виды оценочного документа. Также перечислены лица, которые могут иметь право проводить оценочную деятельность;
  3. Федеральный закон №135-ФЗ, в котором указан полный порядок установления рыночной и кадастровой стоимости всех видов имущества.

В какие сроки проводится оценка имущества

Смерть собственника какого-либо имущества становится основанием для открытия наследственного дела. Для этого все претенденты на собственность могут заявить свои притязания, обратившись к нотариусу. При этом обязательно предоставляются документы, подтверждающие их права, как наследников.

Если нотариус, после проверки бумаг, принимает заявления, проводится оценка с последующей оплатой госпошлины. Из этого следует, что оценка наследуемого имущества должна быть осуществлена в течение полугода, с даты смерти предыдущего владельца.

А стоимость определяется на день смерти наследодателя.

Кто имеет право проводить оценочную деятельность

В связи с тем, что граждане завещают имущественные объекты разных категорий, то наследникам порой приходиться прибегать к услугам нескольких организаций одновременно. К таковым, по действующему законодательству, могут относиться:

  • Органы государственной власти, наделённые полномочиями осуществлять кадастровый учет и регистрацию прав в отношении всех видов недвижимости, включая земельные участки;
  • Учреждения судебно-экспертной деятельности – при оценке всех видов транспортных средств;
  • Местные органы учета объектов недвижимости, территориально расположенные по месту нахождения предмета наследования, – проводят определение стоимости жилых и нежилых помещений, а также различных видов строений, но без земельных участков, где те расположены;
  • Коммерческие независимые структуры, которые проводят оценочную деятельность на основании лицензии.

Оценка при наследовании

При этом важно знать, что сама оценка имущества разделяется на три вида:

  1. Инвентаризационная;
  2. Кадастровая;
  3. Рыночная.

Вид оценки зачастую и зависит от выбора организации, которая будет её проводить. Так, например, коммерческие структуры устанавливают, в основном, рыночную стоимость, в то время, как инвентаризационную цену определяет БТИ, а кадастровую – ФКП Росреестра.

При этом чаще всего самой низкой, как правило, бывает оценка из БТИ, а самой высокой – рыночная. Поэтому важно знать, что если у наследников будет несколько актов, всех видов оценки, то для определения размера государственной пошлины используется самая низкая сумма.

Но иногда бывает так, что нотариусы требуют предоставления именно акта рыночной оценки. Это может быть вызвано, например, наличием партнёрских соглашений с частными оценщиками. Но подобная просьба полностью противоречит действующему законодательству. Нотариус может только установить факт соответствия предоставленных документов требованиям закона и не может указывать или рекомендовать гражданам, какой именно акт оценки должен использоваться для определения госпошлины.

Как правило, нотариусы не идут на конфликты. Но если данное уполномоченное лицо отказывается принимать предоставленные наследниками акты оценки, можно пожаловаться в Нотариальную палату или обратиться с иском в суд.

Также, если объект собственности, который подлежит наследованию, расположен за пределами страны, то, согласно пункту 1 статьи 333.25 НК РФ, оценочная деятельность такого имущества должна проводиться уполномоченным органом той страны, где расположена передаваемая по наследству собственность.

Особенности определения кадастровой стоимости

Согласно положениям закона №153-ФЗ от 1998 года, кадастровая оценка применяется ко всем видам недвижимого имущества, в том числе земельным наделам, участкам недр и всему, что связано с землей. Для того чтобы установить уполномоченных лиц для проведения оценочной деятельности, местные органы власти проводят тендер, победитель которого наделяется соответствующими правами. При этом оценка трактуется, как государственная, а результат деятельности заносится в реестр.

Стоимость устанавливается способом массовой оценки. Но в случае, если для конкретного объекта невозможно провести такой метод определения цены, применяется индивидуальный порядок. Процедура, в соответствии с которой определяется госкадастровая стоимость, описана в главе IIIзакона об оценочной деятельности.

Стоит обратить внимание и на тот факт, что с недавних пор увеличилось количество оспариваний результатов кадастровой оценки в судебном порядке. Также, если наследники уверены в том, что цена, установленная госоценокой ФКП, не соответствует действительности, то они могут обратиться в коммерческую организацию для проведения оценки рыночной стоимости.

Для получения информации по кадастровой госоценке объекта недвижимости наследники могут подать запрос в электронном виде на сайте Росреестра. В таком случае понадобится:

  1. Заполнить бланк запроса и заказать получение выписки;
  2. Найти объект оценки на карте;
  3. Скачать акт оценки в электронном виде.

Также можно получить документ оценки непосредственно в Росреестре или, обратившись в ближайшее отделение МФЦ.

Как правило, акт выдаётся в течение пяти рабочих дней с момента подачи заявления.

Особенности определения инвентаризационной стоимости

Инвентаризационная оценка осуществляется только путём экспертизы специалистами из бюро технической инвентаризации. Для её проведения необходимо лишь обратиться с заявлением в ближайший орган БТИ, по территориальному расположению объекта недвижимости. Но нужно помнить, что бюро занимается инвентаризацией только помещений и строений, а не земельных участков.

Также стоит учесть, что уже давно в экспертных кругах оценка БТИ считается заниженной, из-за устаревших методов определения стоимости. Так, к примеру, специалистами не учитываются такие показатели, как престижность района и уровень развития инфраструктуры. Отчего в 2014 году Минфином было опубликовано письмо, в котором предлагалось больше не применять инвентаризационную оценку для исчисления государственной пошлины и нотариального тарифа.

Отчего оценка БТИ действительно стала использоваться крайне редко. Но при этом важно знать, что письмо Минфина носит рекомендательный характер и не имеет нормативного статуса. Одновременно с этим, в статье 333.25 НК РФ чётко указана возможность применения инвентаризационной оценки. Поэтому нотариусы не имеют права отказаться принимать от наследников акт из БТИ.

Особенности определения рыночной стоимости

Рыночная оценка считается самой точной и оттого является самой популярной, так как в данном случае специалистом будет установлена стоимость, за которую можно продать получаемое в наследство имущество в момент проведения экспертизы.

Главное отличие рыночной оценки в широком охвате видов показателей, по которым проводится определение цены. К примеру, это эксплуатационные и технические данные, сведения о покупательском интересе на данный вид имущества, а также конкурентные преимущества.

Рыночную оценку проводят коммерческие организации или эксперты, осуществляющие деятельность на основании лицензии. Каждый такой специалист проводит оценочные мероприятия на отдельных видах имущества. Но в совокупности частные организации могут установить реальную стоимость любого вида собственности, от объектов недвижимости, до ценных бумаг и предметов искусства.

При этом важно учитывать, что граждане сами имеют право выбирать тип оценки и экспертные организации. Но в том случае, если определению стоимости подлежит имущество, которое не подпадает под сферу деятельности БТИ и ФКП, то единственным видом оценки может быть рыночная, у независимых специалистов.

Процедура оценки проходит следующим образом:

  • Осмотр оцениваемого имущества;
  • Установление всех видов характеристик;
  • Выбор методики установления реальной стоимости имущества, например, сравнительный способ, путём анализа спроса и предложений на рынке;
  • Изучения рынка на момент экспертизы;
  • Определение единичного значения по результатам проведённых анализов;
  • Составление акта оценки.

Какие необходимо предоставить документы для оценки

Как правило, при обращении в государственные или коммерческие структуры, осуществляющие оценочную деятельность, пакет предоставляемых наследниками документов не отличается. Но перечень бумаг может изменяться, в зависимости от типа имущества, для которого проводится определение стоимости. И всё же стандартный список будет выглядеть следующим образом:

  1. Паспорт лица, от имени которого подаётся заявление на проведение оценки;
  2. Свидетельство о смерти предыдущего собственника;
  3. Документ, который подтверждает право собственности на имущество умершего владельца;
  4. Техническая документация, если такая предусматривается видом наследуемого имущества;
  5. Цветные фотографии объекта оценивания;
  6. Справка, свидетельствующая об отсутствии или наличии каких-либо обременений на объект имущества.

Какие данные будут указаны в акте

Оценочный акт составляется экспертами в полном соответствии с положениями статьи 11 Закона об оценочной деятельности. Поэтому в обязательном порядке там должна быть указана следующая информация:

  • Дата и номер отчёта;
  • Данные о заключённом с претендентами на наследство договоре;
  • Подробная информация о специалистах, которые проводили экспертизу;
  • Детальное описание предмета оценки;
  • Какими нормами и стандартами руководствовались эксперты при проведении процедуры;
  • Поэтапная последовательность действий, позволившая установить точную стоимость объекта;
  • Список документов, которые использовались для определения установленной цены.

Важно знать, что, согласно закону, мнение нотариуса является субъективным. Это значит, что даже в случае принятия всех документов, это не гарантирует безоговорочную законность процедуры передачи прав на имущество после смерти владельца.

Поэтому, чтобы оценка экспертами для вступления в наследствоне была признана ошибочной, нужно убедиться, что в акте отсутствуют неоднозначные трактовки или данные, которые могут ввести в заблуждение. То же самое касается и сведений, которые обеспечивают абсолютное и однозначное понимание того, к каким выводам пришёл эксперт во время оценки.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

*

code