Узнаем, можно ли и как вступить в наследство в МФЦ

Один из самых распространённых видов собственности, переходящих по наследству, это недвижимость. Основным условием передачи права на владение имуществом является доказательство того, что оно было в личной собственности умершего. Оформление вхождения в наследие – не простая процедура, как с юридической, так и с психологической точки зрения, требующая решения самых разных вопросов. Какой будет порядок вступления в права, зависит от многих обстоятельств. Кто может стать преемником, какие сроки даются на регистрацию, и можно ли самостоятельно вступить в наследство в МФЦ, мы расскажем в этой статье.

МФЦ

Кто может стать наследником

По закону, наследником может стать физическое лицо, указанное в завещании. Если нотариально заверенное распоряжение владельца имущества отсутствует, в права собственности вступают его ближайшие родственники. Очерёдность определяется степенью родства в следующем порядке:

  • 1 очередь: Родители, официально оформленный (ая) супруг (супруга), родные дети, бабушка или дедушка;
  • 2 очередь: Родные брат или сестра;
  • 3 очередь: Тётя или дядя;
  • 4 очередь: Дети, внуки, правнуки брата или сестры;
  • 5 очередь: Внуки дяди или тёти, племянники бабушки и дедушки, отчим или мачеха (если их отношения были официально зарегистрированы);
  • 6-очередь: Пасынок или падчерица (если брак супругов был оформлен), дети пасынка или падчерицы;
  • 7 очередь: Официально оформленные иждивенцы, которые находились на обеспечении умершего минимум один год, по причине нетрудоспособности.

Также наследником может стать не член семьи, а преемник по договору об оказании услуг, по которому, в случае смерти, имущество достанется организации или физлицу, указанному в качестве исполнителя.

Бывшие супруги и лица, лишенные родительских прав, претендентами на право наследования в порядке очередности считаться не могут.

При наличии письменного нотариально оформленного распоряжения усопшего наследником становится лицо, указанное в завещании.

Виды вступления в наследство

Каким образом имущество может перейти к преемнику? Есть 2 варианта:

  • Вступление в наследство без письменного оформления «по факту». Этим правом могут пользоваться только законные наследополучатели первой и второй очереди.
  • Оформление собственности по форме, предусматривающей получение свидетельства о праве вступления в наследство с последующей сменой владельца.

Принятие наследства без оформления может иметь неприятные последствия, потому что отсутствует возможность документально подтвердить права на недвижимость.

Получение преемником свидетельства о наследовании дает гарантию, что на его имущество не смогут претендовать другие потенциальные претенденты.

Вступление в наследство

Сроки вступления в права наследования

По факту смерти наследодателя правопреемник должен обратиться к нотариусу и подать письменное заявление на получение свидетельства о праве владения. На основании этого документа заводится дело. Законодательство даёт 6 месяцев на то, чтобы наследник заявил о намерениях. Если за этот срок наследственное дело не будет заведено, придётся обращаться в суд для продления срока оформления.

Может возникнуть ситуация, когда при подаче заявления выясняется, что дело уже открыто.

В таком случае необходимо подать претензию на имущество.

Заявление о принятии наследства

Документ, свидетельствующий о правах на вступление в наследство, оформляется в том случае, если имущество нуждается в перерегистрации, например: банковский счет, квартира, машина. Его отсутствие не помешает пользоваться собственностью, но наложит ограничения на право распоряжения им. Говоря простым языком, жить в квартире вы сможете, а сдавать ее в аренду, с целью получения выгоды, – нет.

Этот документ подтверждает законность вступления в права наследования, но не говорит о том, что имущество переходит в его собственность.

Заявление на получение свидетельства составляется в письменной форме и визируется в присутствии нотариуса. Если этот документ отправляется через почтовый сервис, подпись правопреемника должна быть нотариально заверена. Представитель наследополучателя может подать его только на основании доверенности или документа, который подтвердит полномочия в качестве представителя наследника.

В обращении необходимо указать следующие сведения:

  • ФИО и адрес проживания наследника и его представителя (если таковой имеется);
  • ФИО нотариуса, наименование и адрес конторы;
  • ФИО и дата смерти наследодателя;
  • Опись имущества, предаваемого в наследство и основание для его получения;
  • ФИО лиц, претендующих на наследство на том же основании, что и заявитель;
  • Информация об отказе или смерти приоритетного наследополучателя;
  • Дата подачи заявления.

К заявлению необходимо приложить документы, подтверждающие смерть собственника, законность прав заявителя на вступление в наследство и бумаги, подтверждающие, что до ухода из жизни наследодателя имущество принадлежало ему. Список документов зависит от обстоятельств. Полный перечень можно получить у нотариуса.

Что делать дальше, и можно ли самостоятельно вступить в наследство через МФЦ, или это прерогатива исключительно нотариальных контор?

Наследство

Оформление наследства через МФЦ

Многофункциональные центры оказывают сотни государственных и муниципальных услуг, как физическим, так и юридическим лицам. С 2018 года одной из них стала помощь в оформлении имущества, переходящего по наследству: зданий, сооружений, квартир.

Преимущество оформления услуги через МФЦ заключается в том, что сотрудник центра берет на себя все обязанности наследника. От наследополучателя требуется только подать заявление, оформить доверенность на сотрудника МФЦ, оплатить услугу и заключить договор. Работа выстраивается на принципе «одного окна», то есть, вам не надо ходить по разным инстанциям ради решения одного вопроса. Большинство многофункциональных центров работает до 20.00, что тоже очень удобно.

Надо отметить, что помощь во вступлении в наследство оказывают не все многофункциональные центры. О наличии такого сервиса в ближайшем МФЦ лучше предварительно уточнить по горячей линии.

Наследство через многофункциональный центр

Порядок действий при регистрации наследства в МФЦ

Регистрация собственности в МФЦ обойдется намного дешевле, чем через нотариальную контору. Но открыть наследственное дело можно только с помощью нотариуса. Поэтому последовательность действий в многофункциональном центре следующая:

  1. Подать заявление можно в нотариальной конторе по месту проживания наследодателя;
  2. Получить у нотариуса перечень необходимых документов для процедуры оформления наследства;
  3. Записаться на прием к специалисту МФЦ. Сделать это можно по телефону горячей линии, через портал Госуслуг или на сайте нужного вам отделения многофункционального центра;

Подготовить документы, которые запросят сотрудники МФЦ:

  • Паспорт;
  • Оригинал свидетельства о смерти;
  • Завещание;
  • Документ, подтверждающий родство (в случае отсутствия завещания);
  • Паспорт умершего;
  • Выписка из ЕГРН на наследуемую недвижимость.
  1. Подойти в назначенное время в отделение МФЦ, предоставляющее соответствующую услугу, и получить реквизиты сотрудника, на которого будет необходимо оформить доверенность;
  2. Нотариально заверить доверенность на специалиста МФЦ (иногда это можно сделать прямо в центре);
  3. Отдать полный пакет требуемых документов;
  4. Произвести оплату услуги и других обязательных платежей;
  5. Заключить с МФЦ договор на оказание помощи по оформлению наследства;
  6. В назначенный день получить свидетельство о праве наследования и выписку из ЕГРН.

Еще один плюс обращения в многофункциональный центр заключается в том, что есть возможность отслеживать состояние обращения через специальный сервис сайта центра.

Стоимость услуги МФЦ и сроки ее предоставления

Регистрация права на наследство займет в МФЦ не более 10 рабочих дней. Стандартный срок оказания услуги по полному оформлению документов составляет 108 рабочих дней с момента заключения договора. Отсчёт осуществляется за вычетом выходных, на это стоит обратить внимание. Такие временные рамки обусловлены количеством задач, поставленных пред сотрудником МФЦ. За прописанное в соглашении время он должен собрать недостающие бумаги, зарегистрировать права на недвижимость в собственность, оформить документы, устанавливающие законность владения наследником.

Услуга многофункционального центра по оформлению стоит 4000 рублей. Наследник также должен оплатить государственную пошлину и нотариальные сборы.

Госпошлина взимается за:

  1. Получение свидетельства о праве наследования. Ее сумма зависит от степени родства наследников с умершим. Родители, дети, супруги, родные братья и сестры должны будут оплатить 0,3 % от стоимости недвижимости, но не более 100 тысяч рублей. Наследники 3-7 очередности оплачивают 0,6 % от кадастровой стоимости недвижимости, но не более одного миллиона рублей.
  2. Государственную регистрацию объекта недвижимости. Для физических лиц она составляет 2000 рублей, для юридических – 22000 рублей.
  3. Заверение доверенности – 200 рублей.

За получение нотариально заверенного свидетельства оплата не взимается с несовершеннолетних и недееспособных лиц, наследников банковских счетов и жилых помещений, в которых наследополучатель проживал на момент смерти собственника.

Нотариальные сборы являются обязательными. Они удерживаются с наследника за подготовку правоустанавливающего свидетельства. Их сумма зависит от региона, в котором получается документ. Для Москвы они составляют 5000 рублей.

Нотариальная услуга по заверке письменного уполномочия будет стоить 1200 рублей.

Отказ от предоставления услуги

Бывают случаи, когда МФЦ может отказать в предоставлении услуги по оформлению наследства. Основанием могут стать следующие причины:

  1. Обращение за получением услуги недееспособного, несовершеннолетнего наследника, или лица, не имеющего нотариально подтвержденных полномочий представителя наследника;
  2. Нарушение правил оформления заявки на услугу, выявленное регистратором МФЦ;
  3. Арест или обременение наследуемого имущества;
  4. Судебные разбирательства в отношении объекта недвижимости;
  5. Исправления в бумажных документах;
  6. Отсутствие подтверждения оплаты госпошлины и других обязательных платежей.

Если вы столкнулись с отказом, обратитесь к компетентным юристам, которые помогут урегулировать вопрос.

Что делать с полученными документами

Полученное свидетельство о праве на наследование не является подтверждением того, что имущество перешло в вашу собственность. В этом документе есть памятка о необходимости перерегистрации наследства на нового собственника.

Выбор организации для переоформления зависит от вида наследуемого имущества:

  1. Банк – если в наследство перешёл вклад;
  2. Росреестр – если досталась недвижимость;
  3. Автоинспекция – при регистрации автомобиля;

Помимо свидетельства о праве наследования, каждая из этих организаций потребует дополнительные документы, список которых предоставляется в индивидуальном порядке.

Свидетельство о праве вступления в наследство может быть аннулировано, если возникнет одна из следующих ситуаций:

  1. Судом доказана неправомерность получения наследства;
  2. Правопреемником является другой человек, который обратился к нотариусу позже положенного срока по уважительной причине;
  3. Появление наследника той же очереди, интересы которого не были учтены.

Признание его недействительным может произойти только по решению суда.

Если у вас остались вопросы, касающеся услуги по оформлению наследства, вы можете связаться с операторами многофункционального центра. Вежливые и компетентные специалисты помогут вам найти ответы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

*

code